?

Log in

No account? Create an account
Тропа мира [entries|archive|friends|userinfo]
Great Serpent

[ website | Monumenta altaica ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Шинэ жилийн баяр хvргье [Feb. 9th, 2005|12:53 pm]
Great Serpent
Ну вот и у нас в Монголии начался год деревянного голубого петуха :)
Так что всех с Новым годом.



Хотя более радостно, что сегодня у одной не ЖЖ-юзерши, а просто у очень хорошего человека, родилась девочка Нина. verych, ты уже в курсе?
linkReply

Comments:
[User Picture]From: aknel
2005-02-09 10:06 am (UTC)
и тебя с Новым годом!

а можно полюбопытсвовать у кого? или это не из общих знакомых?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: verych
2005-02-09 10:13 am (UTC)
Я в этом только что в подзамочном посте написала.
Вам обоим должно быть видно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rustam
2005-02-09 10:54 am (UTC)

и тебя!

Их баярлаа!:)
(Reply) (Thread)
From: ex_shushuny
2005-02-09 11:27 am (UTC)
У меня нет ее номера мобильного
Ты написал?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: chingachguk
2005-02-09 01:53 pm (UTC)
Я ей позвонил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sashkina
2005-02-09 02:46 pm (UTC)
ура!!! с Новым Годом!! Наконец-то :))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: chingachguk
2005-02-10 06:29 am (UTC)
А тебя поздравляю с весной. Она аккурат после нового года наступает :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iad
2005-02-09 06:08 pm (UTC)

С Новым годом еще раз!

А деревянный петух именно голубой, а не зеленый? (Я знаю, что из двух последовательных дерев – янского и иньского – одно синее/голубое, а другое зеленое, но не помню, которое какое.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: chingachguk
2005-02-10 06:28 am (UTC)

Re: С Новым годом еще раз!

Мои знакомые монголы утверждают, что голубой. Впрочем слово х0х, означающее вообще-то синий в некоторых контекстах может значить и зеленый. Старомонгольский-то вообще относился к сине-зеленым языкам, как известно. Там и трава была кОк, и небо тоже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iad
2005-02-15 05:35 pm (UTC)

Re: С Новым годом еще раз!

Да, конечно. Но я где-то читал, что у каждого из пяти основных цветов есть янский и иньский оттенок. Так что один год — белый, другой — серебристый (только я не помню, который какой), один — желтый, другой — золотистый, один — красный, другой — коричневый (кажется), один — голубой/синий, другой — зеленый (то есть цвет неба и цвет травы на правах оттенков зелубого). С черным не помню что.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chingachguk
2005-02-16 08:06 am (UTC)

Re: С Новым годом еще раз!

Дело в том, что у монголов и тюрков циклический календарь появился задолго до того, как они услышали хоть что-то о буддизме (хотя инь и янь и добуддийские понятия, но, думаю, что философские дебри тюрко-монголам тоже были пофигу). Первые свидетельства о циклическом календаре у тюрок - еще дунайско-булгарских времен - и там вообще нет цветовых различий.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iad
2005-02-16 10:56 am (UTC)

Re: С Новым годом еще раз!

Ох, мне ли не знать, что это (пра)болгары придумали лучший в мире календарь™!

Тут на самом деле несколько идей:

  1. есть десятилетний цикл,
  2. в котором годы попарно связаны с пятью элементами (и соответствующими сторонами света, цветами и т.д.),
  3. и в каждой паре первый элемент такой, а второй — этакий (в Японии — старший и младший, в Китае — янский и иньский),
  4. причем это сказывается на оттенках цветов.
Более чем вероятно, что не все эти идеи были достоянием всех народов, пользовавшихся и пользующихся этим календарем.

А ян и инь — очень алтайское понятие, в частности, оно ассоциируется с сингармонизмом, без которого никак. У маньчжурских грамматистов еще водятся мужские и женские звуки.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chingachguk
2005-02-16 11:15 am (UTC)

Re: С Новым годом еще раз!

Ничего и не алтайское. Алтайские языки не приемлют дихотомию. У них есть еще и нейтральный ряд, представленный гласным i.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iad
2005-02-17 02:45 pm (UTC)

Нейтральный ряд

Да, в некоторых алтайских языках есть и нейтральный ряд, но что из этого? Так или иначе задний и передний ряды противопоставлены друг другу. Это ведь не я придумал, что маньчжурская традиция говорит о янских гласных в слове amila ‘петух’ и о иньских в слове emile ‘курица’.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chingachguk
2005-02-17 02:49 pm (UTC)

Re: Нейтральный ряд

Кстати, мужские и женские звуки водятся и у монгольских грамматистов (а может и у тюркских, не знаю точно).
А гласный i называется тем же словом, что и гермафродиты.

Так что противопоставление все равно не двойное, а тройное.
(Reply) (Parent) (Thread)